Тайны древних лабиринтов
Вот уже пять тысяч лет люди сооружают лабиринты. В различных культурах мира эти странные постройки символизировали трудный, извилистый путь, коим люди брели в поисках истины, пишет журнал "Путешествие вокруг света". В чем притягательность этого символа? Почему он влечет нас и теперь?
Описывая первый лабиринт, греческий миф сплетал воедино дом без выхода, человека без головы и жертву без надежды на спасение. Когда-то, говорилось в нем, островом Крит правил царь Минос. Однажды он оскорбил бога морей - Посейдона, тот возмутился и возбудил противоестественную страсть в Пасифае - жене царя. Вскоре она родила "не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку": было это существо статью, как человек, но плечи его венчала тяжелая бычья голова. Чтобы спрятать чудовище от людей, самый искусный мастер Крита - Дедал - построил Лабиринт: странный подземный дом, коридоры которого уводили все дальше от света. Оттуда было просто невозможно найти выход.
В стенах Лабиринта бродил неистовый Минотавр - незаконный отпрыск царской жены. Он питался мясом людей, и потому каждый год ему привозили семерых юношей и семерых дев. Однажды среди обреченных оказался афинский царевич Тесей. Он вошел в Лабиринт, вооруженный мечом, разматывая нитяной клубок, подаренный дочерью Миноса - Ариадной. Следуя вдоль нити, можно было найти выход. Но прежде он встретил чудовище. Удар меча решил все. Царевич умертвил свирепого Минотавра и снял проклятие с острова Крит.
В поисках утраченного Минотавра
Лабиринт этот был построен примерно около 1600 г. до н.э., очевидно, в столице Крита - Кноссе, в царском дворце. Ученые склоняются к тому, что в том помещении с очень извилистыми ходами устраивались ритуальные танцы и представления.
Сами стены там дышали магией. Путешествие сквозь лабиринт могло принести полю - желанный урожай, задуманному делу - успех, а бездетной паре - первенца.
Чтобы представить себе ощущения, которые могли испытывать участники тех древнейших ритуалов, совершим путешествие по лабиринту, устроенному в кносском дворце. Чертеж его известен: коридор семь раз огибал центральную часть лабиринта, описывая окружности все меньшего радиуса, прежде чем путники Достигали цели.
Если зайти внутрь лабиринта, сразу замечаешь, к своему удивлению, что середина лабиринта не так далека от входа. Путь к ней не имеет преград. Вопреки расхожему мнению из древних лабиринтов легко было найти дорогу назад, ибо она - несмотря на сложную, запутанную схему постройки, - оставалось одной-единственной. Лишь в новое время облик этих построек разительно изменился. Их прорезали множество боковых галереек и переходов. Люди путались в круговерти ходов и не.могли выбраться наружу.
...Но продолжим путешествие по кносскому лабиринту. Казалось, мы находились близко к его центру, но монотонность пути нарушил резкий поворот. Он увел нас далеко в сторону. За ним следует еще один поворот. Человека охватывает сомнение: "А сумею ли я добраться до цели?" Он отчаивается, теряется, надеется и идет вперед. Лабиринт привлекал древних, ибо путешествие по нему было полно контрастов. Человек то предвкушал удачу, то утрачивал иллюзии.
Жизнь представлялась древним самым настоящим лабиринтом, в котором к успеху вели лишь окольные пути, а за любой надеждой неизменно следовало крушение. Оставалось лишь идти вперед, превозмогая уныние, и тогда жизнь поворачивалась своей светлой стороной, а лабиринт постепенно приводил к цели.
...Итак, следуем далее: еще один поворот. Все изменилось. Мы приближаемся к центру лабиринта. Но снова нас, будь мы древними критянами, стал бы обволакивать страх. Что ждет в самом сердце тьмы"? Когда цель будет достигнута, путники неминуемо встретятся с Минотавром, то есть со смертью. Вот она, мрачная тайна жизни и тайна лабиринта.
...Кольца все теснее стягиваются вокруг нас. Четвертый круг, пятый.
Вот и шестой круг миновал. Наши часы пробили. Следующий круг неминуемо приведет к цели - туда, откуда не возвращалСЯ НИКТО.
Последний поворот и... пустая площадка: здесь прятался Минотавр. Где же он, воплощение зла? И в эту минуту мы понимаем, что именно в нас самих собрано сейчас все необъятное зло. Попав в центр лабиринта, мы исподволь превратились в Минотавра - совершив путешествие на край ночи. Нас со всех сторон окружила тьма. К свету же!
В этой роковой точке жизнь не кончается. Здесь лишь начинается преодоление. Это - низшая точка человеческого падения. Что будет дальше?
Возможно, ритуальный танец всякий раз напoминал его зрителям о надежде, об обмане и о просветлении: основных этапах человеческой жизни.
Символика лабиринта в первом тысячелетии до н. э. распространилась по всему Старому Свету. Из Средиземноморья она проникла на Восток, позднее станет популярна и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси.
В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот очень архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Их строители не гнушались ни мелким булыжником, ни крупными валунами. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера. Диаметр большинства из них составляет от семи до восемнадцати метров. Многие соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом. Сроки их сооружения определили по возрасту лишайников, покрывавших камни. Все они возведены примерно в XIII - XVII веках. Их назначение до сих пор непонятно ученым.
"РИА Новости".
|